Молитва Господня – глубокий смысл и сила

Молитва Господня – глубокий смысл и сила

«Позволить людям называть Бога Отцом может только Сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И не смотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».
Святитель Кирилл Иерусалимский.

Состояние молитвенного бодрствования, наступающее при чтении молитв благотворно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии человека. Это подтверждают многочисленные результаты исследований отечественных и зарубежных ученых.
Группа ученых Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева утверждает, что наличие в жизни человека молитвенного бодрствования необходимо для его гармоничного развития и предотвращения различных заболеваний и деградации.
Согласно проведенным ими исследованиям по данной теме православные молитвы имеют значительные преимущества перед молитвами других конфессий и различными духовными практиками. Хотя стоит отметить, что и последние тоже благотворно влияют на человека.
Православные молитвы оказывает более целительное действие на физическое и духовное состояние молящегося человека. И особое место по силе воздействия среди них отводится молитве Господней.
Молитва Господня (или «Отче наш») является самой сильной и великой молитвой, ибо ее нам через апостолов дал Сам Господь наш Иисус Христос.Молитва Господня:
«Отче наш, Иже еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое, да будет воля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь».
(текст на церковно-славянском языке)
По-русски молитва Господня («Отче наш») звучит так:
«Отче наш, Сущий на небесах!
Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь». (Мф., 6:9-13)
Рекомендуется использовать молитву со словами церковно-славянского языка – в первоначальном варианте молитва обладает большей силой. Толкование молитвы «Отче наш»
Молитва Господня разделена на девять частей: на призывание (в начале молитвы), семь прошений и славославие (в конце).
Слова «Отче наш, иже еси на небесех» являются призыванием и означают «Отец, который на небесах» («Отче» – «Отец», «иже» – «который», «иже еси на небесех»).
Под словом «Отец» подразумевается наш Бог. Господь повелевает нам призывать Бога под именем Отца для того, чтобы мы стояли перед Ним, когда молимся, не только со страхом, как стоят рабы пред своими господами, но стояли и с любовью, и преданностью, как дети пред своим отцом, открывая пред Ним все свои нужды со всею искренностью и сердечной простотою.
Местоимение «наш» в молитве не стоит заменять на «мой», даже если человек молится один – Бог есть общий всем нам Отец, а мы между собою братья. Поэтому, чего просим в молитве себе, того должны просить и другим.
Слова «иже еси на небесех» показывают, что молящийся обращается с прошениями не к земному отцу, который часто не в силах помочь своему сыну, но к Отцу, живущему на небе, Который все может нам сделать и все готов делать. Поэтому, молясь Отцу небесному, мы должны оставить все земное и вознести свой ум и сердце к Богу.
Первое прошение: «Да святится имя Твое» («да» – «пусть», «святится» – «прославляется»). Этими славами мы просим у Бога помощи, чтобы нам словами, делами, всею святою жизнью прославлять Его.
Второе прошение: «Да приидет Царствие Твое». Этими славами мы просим, чтобы Бог царствовал в нас, то есть управлял бы нашими душевными силами и внушал бы нам, как жить, чтобы получить царство небесное. Кроме того, мы просим нам царства небесного, то есть откровения совершенного блаженства верующих.
Царство Божие – это царство христианской любви и благодатного мира души, где есть между христианами любовь и согласие и нет никакой вражды. Третье прошение: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» («яко» – «как»). Этими славами мы просим Бога, что Он помог нам исполнять Его святую волю так же охотно и прилежно, как исполняют ее на небе ангелы и святые люди – всегда и во все совершенно. Этими же словами показываем полную покорность Богу, как Отцу, знающему лучше нас, кому из нас что нужно и полезно для земной и вечной жизни.
Четвертое прошение: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» («насущный» – «на день достаточный», «даждь» – «дай», «днесь» – «на сей день»). Этими славами мы просим, чтобы Бог дал нам все необходимое в жизни для тела и души – пищу, одежду, жилище, а также святое причастие и другие таинства и слово Божие, соответственно. Как тело, если лишится своей пищи, умрет (лишится души и разрушится), так и душа, если не будет питаться свойственною ей пищею, умрет (лишиться вечного блаженства).
В молитве «Отче наш» повелевается просить насущного хлеба только на один день для того, чтобы мы не заботились о будущих днях чрезмерно; но помнили бы, что Сам Бог о нас печется более нас, и на Него твердо надеялись бы.
Пятое прошение: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» («остави» – «прости», «долги» – «грехи», «якоже» – «так же, как»). Этими славами мы просим, чтобы простил нам наши грехи, как и мы прощаем нас обидевших.
Почему грехи называются долгами? Потому что все, что мы имеем, не наше, а Божие, и все должны употреблять по воле Божией. Если же мы этого не делаем, если грешим, то и остаемся как бы в долгу у Бога.
Нашими должниками называются люди, которые нас оскорбляют и делают нам зло. А должниками нашими они являются потому, что должны с нами жить, как мы с ними, в мире и в согласии, но не живут.
Если мы сами не будем прощать других, то и нам Бог не простит грехов. Потому, когда у Бога просим прощения грехов наших, когда Ему молимся, мы не должны иметь ни с кем вражды, а иметь мир и любовь со всеми.
Шестое прошение: «И не введи нас во искушение» («искушение» – «обстоятельства, при которых можно склониться ко греху»). Этими славами мы просим, чтобы Бог удалил нас от таких случаев в жизни, которые нас приводят к греху.
Седьмое прошение: «Но избави нас от лукаваго». Этими славами мы просим, чтобы Бог избавил нас от всех несчастий и скорбей и особенно от «хитраго диавола», постоянно соблазняющего нас на зло.
Слова в молитве Господней «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь» являются славословием. Славословие в молитве присоединено для того, чтобы мы во время молитвы не только просили у Бога милости, но вместе с тем и прославляли Его, как своего Творца, твердо надеясь, что Он всегда может и готов исполнить нашу просьбу; в знак чего и прибавляем к славословию слово «аминь» («истинно, правда»). Молитва Господня относится к начинательным молитвам, то есть к таким, с которых начинаются почти все церковные службы, с которых мы начинаем ряд домашних и вечерних молитв. Она входит в состав ежедневного молитвенного правила.
Преподобный Серафим Саровский рекомендовал тем, кто особенно занят и не может уделять молитве много времени, утром, днем и вечером трижды прочесть «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и один раз «Верую». А тем, кому невозможно выполнять и этого малого правила, чудотворец советовал читать молитву Господню в любое время – во время занятий и работы (физической), на прогулке, в постели – «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Послание св.ап. Павла к римлянам.10:8-12).
Молитва «Отче наш» – молитва, которая одна может заменить почти все другие в любой жизненной ситуации, в каждодневных делах, в печали и радости. А понимание глубокого смысла молитвы Господней способен направить человека по истинному пути – к Богу и к себе.

В статье использованы материалы книги Д.И. Протопопова «Толковый молитвенник. Молитвы, символ веры, заповеди и тропари двунадесятных праздников с объяснениями, составленными для народных училищ».

Автор: Лисецкая И.А. 25.03.2017, 22:25.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.