Как правильно молиться или Правила обращения к Богу

Как правильно молиться или Правила обращения к Богу

«Если кто хочет, чтобы Бог услышал молитву, тот пусть помолиться сначала о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его»
Авва Зенон

К нашему Отцу небесному мы можем обращаться в любое время: в храме и дома, в пути для защиты, в печали за утешением, в нужде с просьбой о помощи и в радости с благодарностью.
Значение молитвы в настоящее время недооценивается, а ведь польза ее неоценима – от восстановления физического и психоэмоционального здоровья до помощи в обретении и исполнении своего предназначения.
Существуют определенные правила обращения к Богу, соблюдение которых усиливает действие православной молитвы и помогает в обретении желаемого.
Выбор времени для молитвы
Церковные правила предписывают молиться:
• утром после пробуждения,
• перед едой и после нее,
• перед дорогой, в дороге и после нее,
• перед учебой или работой и после нее,
• перед началом любого важного дела и перед сном.
Кому-то может показаться, что это слишком часто. На что можно привести рекомендацию Святого Иоанна Златоуста: «Непрестанно повторять, чем бы мы ни занимались: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» для того, чтобы имя господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смиряло змия пагубного, и так все спасало и оживотворяло душу человека». Епископ Феофан Затворник также призывает к этой короткой непрестанной молитве. Любая молитва действует как мощный оберег. Так зачем же лишать себя такой защиты в нашей и без того не простой жизни? 

Кре́стное зна́мение (на церковно-славянском – «знак креста») – молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти правой руки (большой, указательный и средний пальцы сложены вместе концами, а безымянный и мизинец прижаты к ладони) в определенной последовательности – лоб (для освящения нашего ума), живот (для освящения нашего сердца), правое и левое плечи (для освящения наших телесных сил). Осенять себя крестным знамением нужно не торопясь, с верою и благоговением. Опустив правую руку, можно сделать поясной или земной поклон.
Крестное знамение совершается:
• в начале, во время и по окончании молитвы,
• при подходе к Храму, входе в него и при приближении ко всему святому (святые источники, мощи святых и др.),
• во время богослужения, как знак исповедания своей веры,
• при благословении кого-либо или чего-либо,
• в опасности, в горе, в радости, во всех важных случаях.
Если мы осеняем себя крестным знамением не во время молитвы, то необходимо мысленно сказать: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Коленопреклонение используется при чтении особых коленопреклонных молитв (на вечерне в день Пятидесятницы), но церковный устав не возбраняет верующим сопровождать свою молитву коленопреклонением в любое время, если их к этому побуждает внутреннее душевное состояние. 

Виды молитв и их последовательность в обращении к Богу
Молитвы бывают покаянными, хвалебными, благодарственными и просительными.
Покаянная молитва
Молитву свою всегда нужно начинать с покаяния. Совершая греховные дела, допуская греховные мысли, мы вредим своей душе и оскорбляем Бога. А через покаяние мы лучше осознаем свои прегрешения, освобождаемся от них, а также просим дать увидеть те из них, на которые в суете жизни мы можем не обратить внимания или вовсе не отнести к этому разряду.
Покаянная молитва к Святому Духу:
«Вечный источник света, Дух Святой, рассей темноту души моей, да познаю грехи мои, подай мне чувство искреннего раскаяния, чувство ненависти к греху и наполни меня твердым желанием поступать по воле и заповедям Божиим до последнего дня моей жизни. Аминь».
Покаянная молитва святителя епископа Игнатия Брянчанинова:
«Господи. Даруй нам зреть согрешения наши, чтоб ум наш, привлеченный всецело ко вниманию собственным погрешностям нашим, перестал видеть погрешности ближних – и таким образом увидел бы всех ближних добрыми. Даруй нам узреть, при свете благодати твоей, живущие в нас многообразные недуги, уничтожающие в сердце духовные движения, вводящие в него движения кровяные и плотские, враждебные Царствию Божию. Дaрyй нам великий дар покаяния, предшествуемый и рождаемый великим даром зрения грехов своих. Охрани нас этими великими дарами от пропастей самообольщения, которое открывается в душе от непримечаемой и непонимаемой греховности ее, рождается от действия непримечаемых и непонимаемых ею сладострастия и тщеславия. Соблюди нас этими великими дарами на пути нашем к Тебе и даруй нам достичь Тебя, призывающего сознающихся грешников и отвергающего признающих себя праведниками. Да славословим вечно в вечном блаженстве Тебя, Единого истинного Бога, Искупителя плененных, спасителя погибших. Аминь».
Покаявшись, мы можем далее в своей молитве просить у Господа того, чего нам, по нашему разумению, не хватает. 

Просительная молитва
Святитель Иоанн Златоуст: «Приступив к Богу с трезвенным умом, с душою сокрушенною и потоками слез, не проси ничего житейского, о духовном умоляй, не молись против врагов, ни на кого не держи злопамятства, изгони из души все страсти, сокрушайся о грехах, держи в порядке свое внутреннее, изъявляй готовность на всякую уступчивость и на то, чтобы язык свой обращать лишь на добрые о других речи. Не вмешайся ни в какое дело ни согласием, ни содействием, не имей ничего общего с общим врагом Вселенной, то есть с дьяволом».
Порой мы не ведаем, что для нашей души и нашего тела действительно полезно, а что может повредить. Мы долго и упорно молим Бога выполнить наши желания, которые, как нам кажется, сделают нас счастливыми. И здесь возможны два варианта. Первый – Господь не выполняет нашу просьбу, ибо видит в ней вред для нас или наших близких. Второй – Господь все же выполняет нашу просьбу через какое-то время (ожидая, что мы осознаем ее ложность), но реализованное желание не приносит ни счастья, ни радости. Поэтому, чего бы мы ни желали, к чему бы не стремились, решение об исполнении своего желания или его неисполнение должны предоставить на усмотрение Господу – на все Его воля. Этим Вы обезопасите себя от исполнения таких своих желаний, которые могут Вам навредить. А не выполненные желания принимайте как благо.
Молитва просительная к Пресвятой Богородице:
«Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь». 

Благодарственная молитва
Господь дает нам все, поэтому мы и должны благодарить Его за все – за все блага «и великие, и малые» (Святитель Иоанн Златоуст), за постигающие нас бедствия (со временем мы сумеем постичь, в чем их благо для нас), за получение и неполучение просимого (неполучение порой бывает большим благом для человека, чем исполнение некоторых его желаний). Так же нужно благодарить не только за себя, но и за других (за своих близких, а особенно за детей). Тем самым мы устраним направленную к ним зависть и взрастим искреннюю любовь с Богу и к себе.
Благодарственная молитва:
«Дорогой Отец небесный, я благодарю Тебя за то, что Ты меня так чудно сотворил, и за то, что Ты держишь мою жизнь в Твоей охраняющей руке. Ты сопровождаешь меня на всех моих путях. Ты со мной днем и ночью, в хорошие и трудные времена. Ты знаешь меня, знаешь, что для меня хорошо. Я могу положиться на то, что любовь Твоя безгранична, и что Ты, несмотря на мои ошибки, не отвернешься от меня, а ради Иисуса простишь меня. Ты приведешь мою жизнь к цели и примешь меня навечно в Своем царстве. За это хвалю и славлю Тебя от всего сердца. Аминь»
Благодарственная молитва Ангелу-хранителю:
«Иже отблагодарих и восславих Господа своего, Единого Бога православных Иисуса Христа за благодетельство Его, я взываю к тебе, святый ангеле Христов, воин Божественный. Взываю с молитвой благодарственной, благодарю тебя за милость твою ко мне и за ходатайство твое за меня пред лицом Господа. Славен будь в Господе, ангеле!» 

Хвалебная молитва
Хвалебной молитвой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенства. Святитель Филарет (Дроздов): «Молитвою хвалы мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь…»
Хвалебная молитва святителя Василия Великого:
«Благословляю Тебя, Господи, долготерпеливого и незлобивого, ежедневно являющего Свое долготерпение мне грешнику, и всем нам дающего свободу покаяться. Ибо для того, Господи, молчишь и терпишь нас, чтобы мы славословили Тебя, домостроительствующего спасение рода нашего, посещавшего нас то страхом, то увещаниями, то чрез пророков, а напоследок пришествием Христа. Ибо Ты сотворил нас, а не мы. Ты Бог наш».
Краткие хвалебные молитвы Господу Богу произносятся по окончании каких-то дел в знак нашей благодарности Богу за Его милости нам:
«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Чтобы наша молитва была услышана Всевышним
Митрополит Антоний Сурожский указывает: «Искать Господа надо в середине своего естества, ибо там, а вовсе не на небе, живет истинный Бог». Именно в глубине души человеческой обитель истинного Бога. Молитву нужно прочувствовать всей душой, к ней следует подготовиться, настроить себя на беседу с Господом. Нельзя приступать к молитве, не смирив сердца своего, не простив обид.
Важно также отметить, что в любой молитве каждое слово подобрано таким образом, чтобы оказать максимальное энергетическое воздействие. Поэтому в молитвах нельзя менять порядок слов или заменять буквы (например: «о» на «а», как в современном произношении), эффект будет непредсказуем. Предпочтение следует отдавать неадаптированным вариантам молитв. Многочисленные исследования, проведенные учеными Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева под руководством В.Б. Слезина доказали, что молитва «Отче наш» обладает особой силой по сравнению с другими православными молитвами, оказывая более целительное действие на физическое и духовное состояние молящегося человека. Недаром молитва «Отче наш» считается универсальной.
И самым важным при обращении к Богу является искренность и чистота помыслов, благоговение и вера. Святитель Иоанн Златоуст: «Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но сердечной теплоты и усердия».

В статье использованы материалы книг А. Луковкиной «Исцеление молитвами», Скурата К. Е. «Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования» и В. Киврина «Энергетика Человека. Расшифрованные Послания Тонких Тел».

Автор: Лисецкая И.А. 20.03.2017, 13:20.


Смотрите также:

Христианские целительные средства
Молитва – польза и влияние на человека
Православные молитвы и их толкование

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.